ИНТЕРНЕТ В РОССИИ И В МИРЕ

Сегодня Вторник 19.09.2017
Интернет-торговля -> 2016 год -> О российских интернет - магазинах в 2016 году     Обновление - 02.02.2017

О российских интернет - магазинах в 2016 году

В конце ноября 2016 в Москве прошла конференция «Е-КоммерсЪ в России. New retail. New opportunities». В конце января 2017 состоялась онлайн-конференция «UX в e-commerce». New-retail.ru собрал мнения спикеров по самым интересным и острым вопросам.

— Каковы ключевые отличия российского рынка e-commerce от зарубежных рынков?

Иван Кургузов, руководитель кластера «РАЭК/Электронная коммерция»: «У нас по-другому выглядит доверие. С этим связан наш первый, самый главный бич, — то, что торговля происходит cash on delivery («наложенным платежом» — прим. ред.). Т.е. приезжает курьер, и покупатели хотят, чтобы он еще и сдачу с собой возил. И это 80-85% сделок при фактическом товаре».
Примечание: По данным компании Nielsen, заказанные за последние полугодие 2016 в интернет-магазинах товары 70% россиян оплачивали наличными при получении. В мире оплата наличными курьеру не слишком популярна – таким методом пользуются в среднем 36% потребителей; 8% – во Франции, 12% – в Германии, 16% – в Великобритании и 22% – в Испании.
62% российских потребителей отметили, что не доверяют онлайн-магазинам информацию о своей банковской карте, 57% сомневаются, что данные, переданные через сеть, находятся в безопасности.
«Второе — это логистическая поддержка, которая есть. Несмотря на то, что она большая и хорошая, пока не успевает за растущими потребностями продавцов и потребителей».

Фёдор Вирин, партнёр аналитической компании Data Insight: «Фактически разница между американским и российским рынком электронной торговли заключается в процессе выбора покупки. Как происходит выбор электроники в РФ в онлайне? Человек выбирает себе ту модель телефона, которую он будет покупать, после чего выбирает магазин, где будет приобретать устройство. Т.е. первичен выбор товара, а потом уже только выбор магазина. Соответственно требования, которые предъявляются к магазину, – это минимум цены и возможность доставки в требуемый срок.
В США пользователь сначала выбирает магазин, в котором он будет совершать покупку, а потом только он выбирает то, что он будет покупать. Т.е. если американец выбирает себе свитер, то он сначала идет в Lamoda, потому что он Lamoda знает, у него там есть какие-то бонусы, он привык в ней выбирать, он знает ее ассортимент и т.д. И только потом он выбирает там свитер.

У нас принципиально другие, более низкие требования к качеству визуализации товаров. И есть лишь очень ограниченное количество магазинов, которые дают такое качество визуализации, как, например, Asos.
И качество фотосъемки, которое обеспечивается на территории России, никуда не годится. Речь идет не только о качестве снимков, но и ракурсах, с которых снимается товар, проведении видеосъемки для каждой вещи.
Для интереса можно посмотреть, что сделала L’oréal для своих товаров на Ozon. Это фантастические съемки, очень крутые. Мало магазинов так делает. А именно качество и количество фотографий товара, разные планы обеспечивают продажи.

Мы можем сколько угодно ругать AliExpress, но если вы посмотрите внимательно на сайт, то там для каждого товара дано 30-40 характеристик: вес, размер, как развинчивается крышка, какой на ощупь материал, фотографии этого материала крупно. Это выглядит ужасно!
Мы всегда хотим сделать это красиво, но вот это «красиво» – это четыре характеристики, а у них ужасно, но 30. И почему-то они выигрывают. Оказывается, пользователям нужна не красота в идеальных четырех изображениях, а 30 характеристик, пусть и далеких от идеала.

На каждой футболке, которую вы покупаете на AliExpress, есть таблица размеров, где указано 8 размеров, у нас – 1. Обратите внимание, что высокая доля кросс-бордеров обусловлена не только низким ценником.
В большей степени высокая доля Китая обусловлена фантастическим качеством описания – это не хороший перевод и не красиво сделанное описание, а это подробные, детализированные характеристики товаров, которые покупают пользователи. Вот этот customer experience, которого у нас нет, – это ключевое отличие международных игроков от российских. Объем, детализация, описание».

— Российская интернет-торговля — это рынок для крупных, средних или мелких продавцов? Кто сейчас основной продавец на этом рынке?

Кургузов: «У меня есть глубокая уверенность, что уже несколько лет есть мощный тренд на то, чтобы росла доля крупных, а доля небольших магазинов (до 20 заказов в сутки) оставалась более-менее неизменной. Т.е. сокращается доля среднего сегмента».

— Сейчас растут крупные торговые оффлайновые сети. Разница в темпах роста с чистым онлайном в несколько раз. Как переходит покупатель из оффлайновой сети в онлайновую? Это новый покупатель для вас?

Илья Адамский, директор управления интернет-коммерции и корпоративных продаж «Евросети»: «Мне кажется, покупатель не разделяет оффлайн и онлайн. Покупатель считает, что он заходит на сайт посмотреть часы работы салона, где салон расположен, какая цена, сравнить между собой цены. И этот процесс сбора информации для принятия решения о покупке практически весь сместился в онлайн, потому что это просто намного удобнее и быстрее.
Понятно, что есть покупатель, который после этого хочет прийти и пощупать то, что он выбрал. Сейчас наша задача в онлайне состоит в том, чтобы, пока процесс сбора информации и сравнения происходит, сделать так, чтобы он в итоге закончился покупкой у нас. Нам в этот момент все равно, где клиент купит.

— Поговорим о небольших магазинах, о том, как себя чувствуют магазины с одной нишей. Как вы выживаете, если крупные магазины вас давят? За счет чего?

Максим Фалдин, основатель торгового онлайн-центра Wikimart, генеральный директор интернет-бутика брендовой детской одежды Little Gentrys: «Я выживаю в Little Gentrys гораздо лучше с точки зрения экономики, чем я выживал в Wikimart, который соответственно крупный. У меня опыт выживания и там, и там есть, я могу сравнить.
У нас в Little Gentrys больше половины заказов (в следующем году — 60-70%) идут от постоянных клиентов. У нас около тысячи заказов в месяц. Ни один из товаров, которыми мы торгуем, нельзя купить на других крупных площадках, типа Wikimart или «Юлмарт». Fashion так устроен, что приличные бренды не пойдут ни в одно из этих мест по своим причинам.
Я вообще верю, что в e-commerce существуют всего две модели: есть модель платформенная — это когда много, быстрее, дальше. В убыток за многие сотни миллионов долларов инвесторских денег строится большая платформа. Я такую модель строил пять лет, закончил в конце 2014 года.
Вторая модель — модель нишевых магазинов, ниша при этом может быть большой. Это не про капитализацию здесь и сейчас и текущую прибыль. Сейчас очень хорошо растет сегмент одежды и детских товаров, причем не только в онлайне. Мы как раз занимается продажей одежды и детских товаров. Работаем в премиальном сегменте в силу того, что в e-commerce непремиальный эконом сегмент просто не работает.

Мне для того, чтобы зарабатывать 1 млрд рублей в год, нужно 18 тысяч постоянных клиентов. Мне достаточно в Москве их найти. Здесь только у «Азбуки вкуса» 150 тысяч постоянных клиентов.
Бизнес в e-commerce, который зарабатывает 1 млрд рублей в год, — это очень дорогой и очень прибыльный бизнес. Мне нужно всего 18 тысяч клиентов. Я это сделаю к 2020, максимум 2021 году. Поэтому я вполне хорошо себе выживаю, а вот посередине жизни нет — между платформенной и нишевой историями».


Поделиться:

Очень важный момент – в интернет-магазинах большая доля самовывозов из ПВЗ (пункт выдачи заказов), постоматов и магазинов. Потребители не хотят ждать курьера. Подавляющее большинство покупателей предпочтут сами забрать товар откуда-нибудь по дороге, если у них есть возможность, чем ожидать курьера.
Это очень важный фактор, влияние которого проявляет сильный рост. Доля ПВЗ и постоматов за 2016 год намного выросла и будет продолжать расти. Увеличилась она и с точки зрения покупателей, которые заказывают самовывоз, и с точки зрения магазинов, которые этот вывоз предлагают.


В этом году станет на одного крупного интернет-ритейлера меньше. В середине декабря 2016 сооснователь Wikimart Максим Фалдин предупредил о закрытии компании. В начале декабря ООО «Люкс Трейд» подало иск к ООО «Викимарт» с требованием признать ритейлера банкротом. Заседание по данному делу назначено на 8 февраля 2017 года.


«Платформа Ютинет» был создан в ноябре 2013 года. В него входили три онлайн-магазина электроники: e96.ru, utinet.ru и sotmarket.ru. Холдинг не смог найти покупателей на sotmarket.ru и utinet.ru, что и стало причиной закрытия проектов. А позднее стало известно, что новым владельцем Е96.ru стала «Техносила».


Не все гладко у «Юлмарта», который уже несколько раз за год становился ответчиков по искам о банкротстве. В середине ноября 2016 суд Кипра постановил наложить арест на счета головной компании интернет-ритейлера «Юлмарт» – Ulmart Holding Limited по иску компании Ledaro. В апреле 2016 компания Ledaro предъявила требования по досрочному погашению заема в размере $30 млн.


«Яндекс.Маркет» перешел на новую модель работы. Теперь в 179 категориях товаров приоритет отдается тем предложениям, которые магазины публикуют по модели CPA (cost per action, оплата за действие). В рамках данной модели «Яндекс.Маркет» берет комиссию не за переход клиента, а за оформленный заказ (2%).
Такое нововведение пришлось не всем по душе. К примеру, тот же Ozon сразу же заявил о прекращении сотрудничества со своим когда-то хорошим партнером.


Полюбившаяся всем глобальная онлайн-распродажа «Черная пятница» стала предметом спора между Ассоциаций компаний интернет-торговли (АКИТ) и правообладателя торгового знака Black Friday – ООО «Блэк Фрайдэй».
Осенью 2016 АКИТ обратился в ФАС с просьбой о признании действий ООО «Блэк Фрайдэй» недобросовестными. Как говорится в материалах организации, ООО «Блэк Фрайдэй» зарегистрировало на свое имя товарный знак, который по закону в силу общеупотребимости слова не мог быть зарегистрирован, и теперь угрожает подачей исков всем, кто использует этот товарный знак в интернет-распродажах.
В свою очередь, ООО «Блэк Фрайдэй» обратился в суд для защиты своей торговой марки.


Mail.Ru Group приобрел 100% сервиса круглосуточной доставки еды Delivery Club. Сумма сделки составила $100 млн.
«Рынок заказа и доставки еды находится на подъеме и демонстрирует устойчивый рост. Мы уверены, что объединение ресурсов и накопленная экспертиза позволят нам укрепить лидирующие позиции сервиса и вывести его на новый уровень», – прокомментировал сделку председатель совета директоров и сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин.


Американский онлайн-сервис по продаже товаров и услуг со скидками Groupon покинул российский рынок. Компания перестала здесь работать еще в апреле 2016. По некоторым данным, покупателем стал фонд ru-Net Леонида Богуславского.
Инвестиционный директор ru-Net Александр Павлов подтвердил факт покупки, но отказался называть сумму сделки. Примечательно то, что ru-Net также является основным владельцем еще одного скидочного сервиса Biglion - главного конкурента Groupon в России.


«Почта России» запустила новую торговую онлайн-площадку под брендом «Почтамаркет», которая объединяет сайт market.pochta.ru и торговлю через бумажные каталоги в 42 тыс. отделений. По мнению участников рынка, площадка сможет конкурировать с китайским AliExpress. Действительно ли это так, еще должно показать время.
Наверх
   
Яндекс цитирования
При любом использовании материалов сайта прямая ссылка на http://www.bizhit.ru/ обязательна. © 2010 - 2017 гг. Материал сайта, в том числе реклама, не является публичной офертой.
Архив сайта    Обратная связь

Администрация сайта:
Не гарантирует точности и полноты предоставленных материалов. До принятия каких-либо решений уточните информацию из официальных источников.
Не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые посетитель bizhit.ru может перейти по ссылкам, доступным на сайте. На таких сайтах у пользователя может собираться или запрашиваться персональная информация, а также могут совершаться иные действия.

Реклама внизу страниц сайта от хостинг - провайдера.
Сделать бесплатный сайт с uCoz