ИНТЕРНЕТ В РОССИИ И В МИРЕ

Сегодня Четверг 08.12.2016
Технологии -> Информационное общество -> Реализация госпрограммы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)» в 2013 году    Обновление - 27.07.2014

Реализация госпрограммы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)» в 2013 году

Информационное общество
В мировом рейтинге Россия находится на 40 месте по по уровню развития информационного общества, что на 5 пунктов выше планового значения.
В 2013 году доля активных интернет-пользователей в России составляла 61,4%, что несколько ниже, чем в среднем по Европе (около 75%), но выше, чем в отдельных европейских странах (например, в Италии пользователями интернет являются 58% жителей). Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, составила 85% от общего количества организаций. Доля органов власти, имеющих доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с составила 46% (плановое значение – 21%).
Значение индикатора «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме», предусмотренного Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», по итогам 2013 года составило 30,8%, что выше запланированного уровня (30%).

«Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации»

* обеспечено возмещение операторам связи убытков, связанных с предоставлением универсальных услуг связи;
* обеспечено покрытие подвижной радиотелефонной связью на всей протяженности магистральных автомобильных дорог федерального значения; входящих в транспортные коридоры «Север-Юг» и «Запад-Восток» (общая протяженность этих федеральных дорог — более 11 тысяч километров);
* проведены мероприятия в области информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казань;
* сданы в эксплуатацию волоконно-оптические линии передачи Программы строительства олимпийских объектов, а также центр оперативного управления Программы строительства олимпийских объектов.

26 декабря 2013 года состоялся успешный вывод на орбиту спутника «Экспресс АМ5». С него началось самое масштабное обновление нашей спутниковой группировки для гражданских связи в новейшей истории России. В 2014 году предстоит еще 6 запусков. Спутники необходимы как для организации цифрового телевещания, так и для покрытия труднодоступных регионов, куда оптические каналы связи протягивать слишком дорого, а порой и технически невозможно.

Так как мы существуем на открытом рынке, наиболее эффективным инструментом повышения качества услуг является конкуренция. Например, для повышения качества связи необходимо, чтобы абоненты могли свободно переходить от одного оператора к другому, и тем самым, «голосуя рублем», вынуждать операторов предоставлять лучший сервис. Соответствующий закон уже вступил в силу 1 декабря 2013 года.

«Предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России»

В субъектах Российской Федерации функционируют 9 технопарков в сфере высоких технологий совокупной площадью более 270 тыс. кв.м., при этом в Республике Мордовия, г. Москва, Калужской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Пензенской, Свердловской областях строительство технопарков в сфере высоких технологий продолжается.

Рынок информационных и коммуникационных технологий в России (без учета печатающих устройств и планшетов) в 2013 году по предварительной оценке составил 635 млрд. руб. Таким образом, по сопоставимому кругу продукции рост рынка в 2013 году составил 2,4%, что ниже темпов роста мировой экономики (3%). На замедление темпов роста рынка информационных и коммуникационных технологий в России оказали влияние факторы, связанные с замедлением темпов роста российской экономики в 2013 году.

В 2013 году Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев лично возглавил Правительственную комиссию по ИТ. Эта Комиссия разработала и утвердила «Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Она предусматривает развитие Единого портала государственных и муниципальных услуг таким образом, чтобы граждане могли, не обращаясь в органы власти, получать услуги в электронном виде. Сейчас на портале действует более 60 тысяч государственных услуг, однако в повседневной жизни их востребовано на три порядка меньше.
Совместно с Минэкономразвития выбрано 35 наиболее востребованных услуг. 15 федеральных и 20 региональных и муниципальных. Это типовые услуги, которые граждане заказывают тысячами каждый день: запись в детсады и школы, регистрация актов гражданского состояния, оформление сделок с недвижимостью и автомобилями, получение паспортов, пенсионные и иные социальные выплаты.

Сокращение «цифрового неравенства» с 4 раз в 2011 году до 2,9 раз в 2012 году и 2,7 раз в 2013 году (оценка с учетом реализации мероприятий Программы в 2013 году) способствует и получению конечного результата реализации государственной программы, связанного с обеспечением возможности осуществления трудовой деятельности дистанционно и содействием самозанятости.
Достижению ожидаемого результата Программы по обеспечению возможности осуществления трудовой деятельности дистанционно и содействию самозанятости в 2013 году способствовало принятие Федерального закона от 05.04.2013 № 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым раздел XII Трудового кодекса "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" дополнен новой главой 49.1 "Особенности регулирования труда дистанционных работников". Одним из критериев отнесения работников к дистанционным работникам является электронное взаимодействие работодателя и работника с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

«Контроль и надзор»

В 2013 году Роскомнадзором проведено:
* 24 743 (в 2012 г. - 27 148) мероприятий государственного контроля (надзора) различных видов, из них 16 678 (в 2012 г. - 21 064) (67,4 %) плановых.
* Осуществлено 257 740 (в 2012 г. - 177 806) мероприятий мониторинга периодических изданий (экземпляров) средств массовой информации.
* Из общего количества мероприятий всех видов государственного контроля (надзора) (кроме мониторинга СМИ) 58,3 % (14 439) составляют мероприятия систематического наблюдения (в 2012 году – 67,4 %). При этом большая часть всех плановых мероприятий (80 %, в 2012 году - 81 %) также проведена этим методом, что значительно снижает административную нагрузку на бизнес.
По результатам проведенных мероприятий всех видов государственного контроля и надзора выдано 6 413 (в 2012 году - 6 427) предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 32 652 (в 2012 году - 32 212) протоколов об административных правонарушениях, по которым вынесено 27 300 (в 2012 году - 26 549) решений (постановлений), наложено 148,9 млн руб. (в 2010 году – 124 млн руб.) административных штрафов.

«Управление развитием информационного общества»

Минкомсвязью России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и ведущими операторами связи проводится работ по защите детей от информации, способной причинить вред их здоровью и (или) развитию, распространяемой посредством сети Интернет.

В рамках развития защищенной системы межведомственного электронного документооборота и развития защищенного сегмента сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в федеральных округах и субъектах Российской Федерации обеспечено:
* подключение к межведомственному электронному документообороту (далее – МЭДО) 16 федеральных и региональных органов власти;
* введение в эксплуатацию 18 узлов типа «Узел-2» с обеспечением криптографической защиты данных в сети RSNet (гг. Астрахань, Великий Новгород, Владикавказ, Грозный, Ижевск, Иркутск, Кострома, Майкоп, Петрозаводск, Псков, Саратов, Сыктывкар, Томск, Тюмень, Ульяновск, Элиста, Ярославль, Орел);
* создание 2 типовых защищенных центров обработки данных (г. Москва) с автоматизированной системой управления информационными порталами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основной вклад в решение задачи в области предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе внесли следующие результаты реализации государственной программы:
* уменьшение доли населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения, до уровня 0,2%;
* снижение доли жалоб субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на 2% к уровню 2012 года;
* осуществлен запуск в эксплуатацию Реестра инфраструктуры связи Российской Федерации, содержащий информацию о доступных видах связи по 164 000 населенным пунктам Российской Федерации;
* введена в эксплуатацию автоматизированная система радиоконтроля, призванная существенно повысить действенность системы контроля и надзора в сфере связи;
* создан Оперативный центр управления Роскомнадзора;
* осуществлен государственный контроль в сфере связи, средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевидения и радиовещания для выявление фактов использования СМИ для осуществления экстремистской деятельности, пропаганды наркотических и психотропных средств, культа насилия и жестокости, порнографии;

В 2013 году не достигнуто целевое значение показателя, отражающего развитие государственной группировки космических аппаратов. Несоответствие фактических значений показателя плановым значениям вызвано следующими обстоятельствами:
- в августе 2013 года, существенно раньше окончания гарантированных производителями сроков активного существования (САС), были выведены из эксплуатации и захоронены КА «Экспресс-АМ1» (53% САС) и «Экспресс-МД1» (42% САС);
- перенесены запуски КА «Экспресс-АМ6/АМ8» и «Экспресс-АТ1/2» на 2014 год.
В настоящее время [на 01.03.2014] на геостационарной орбите находятся 9 космических аппаратов.

«Информационная среда»

* Доля оригиналов фондовых материалов, переведенных в цифрой формат, в общем количестве единиц хранения фондовых материалов, составила 22,9% (плановое значение -20,1%);
* Доля активных Интернет-пользователей в общей численности населения составила 61,4% населения России (плановое значение – 55%);
* Доля населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения составила 22,5% (плановое значение -21%);
* Доля организаций, использующих сеть Интернет для размещения заказов на товары (работы, услуги), в общей численности организаций, оценивается на уровне 44%.

Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы

Замедление роста российской экономики в 2013 году оказало, в целом, негативное влияние на реализацию государственной программы: существенно ниже прогнозов оказался рост сектора информационных технологий, на фоне вступления России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) обострилась конкуренция отечественных разработок с импортными аналогами.
Так в 2012 году рост рынка информационных и телекоммуникационных технологий по сравнению с уровнем 2011 года составил 10,5% (при этом рост ВВП в целом составил 3,4%). Замедление темпов экономического роста в 2,6 раза в 2013 году по сравнению с 2012 годом (по предварительным оценкам рост ВВП России в 2013 году составил 1,3%) привело с сокращению темпов роста рынка информационных и телекоммуникационных технологий более чем в 4 раза (до 2,4% по сравнению с 2012 годом).
Влияние данного фактора является существенным и критичным для дальнейшей реализации Программы, поскольку при сохранении текущих тенденций высоки риски неполучения конечного результата по достижению технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, опережающего роста российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий по отношению к общемировому уровню.
Для преодоления негативного влияния данного фактора необходимо при корректировке Программы предусмотреть комплекс мер по снижению зависимости ИТ-отрасли от импорта и поддержке развития ИТ-отрасли в соответствии с принятыми стратегическими документами.

На концептуальном уровне был зафиксирован переход от цели предоставления максимального количества государственных и муниципальных услуг в электронной форме к осуществлению в приоритетном порядке мер по оптимизации предоставления наиболее массовых и общественно значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Данные факторы повлияли на темпы перехода к V этапу предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, т.е. на количество государственных и муниципальных услуг, результаты которых могут быть получены в электронном виде.
Данный фактор может негативно повлиять и на достижение целевого значения показателя Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 по доле граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Преодоление влияния данного фактора будет обеспечено путем реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в рамках настоящей Программы, а также государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (в части мероприятий, направленных на совершенствование государственного и муниципального управления).
К факторам, негативно повлиявшим на реализацию отдельных мероприятий Программы, также относится недостаточно высокий уровень кооперации соисполнителей в рамках контрактных обязательств при реализации мероприятий Программы, что проявилось в рамках реализации мероприятий по производству и запуску космических аппаратов связи.

Медиаграмотность

С 2013 года Министерством была развернута активная работа по развитию медиаграмотности населения, которая является прививанием необходимых навыков жизни в информационном обществе, обеспечивающих безопасность гражданина и его детей.
Медиаграмотность включает в себя: умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умения ими пользоваться, понимание о том, что в интернете не строит выкладывать лишнюю информацию о себе и своих персональных данных, чтобы не стать жертвой мошенников или иных опасных преступников.
В 2013 году по заказу Минкомсвязи России была выполнено исследование на тему «Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации на основе национального мониторинга медиаповедения и актуальные задачи массового медиа образования».
На основании полученных данных на конец 2013 года уровень медиаграмотности в стране составил 15%. Этот показатель за ближайшие годы надо будет увеличить в разы, и делать это планируется как вместе с медиаотраслью, интернет сообществом, так и учебными заведениями, которые стали включать в свои программы короткие курсы по медиаграмотности.

Исполнение функций, возложенных на Роскомнадзор Федеральным законом от 21.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федеральным законом от 28.07.2012 № 139-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В рамках выполнения полномочий по ведению «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр), в 2013 году:
- проведена проверка факта удаления противоправной информации с оформлением акта проверки и подготовки решения об исключении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов и сетевых адресов из Единого реестра;
- внесены в автоматизированную информационную систему Единого реестра (далее - ЕАИС) решения и акты по: доменным именам, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (URL-off) - 9876 и сетевым адресам (IP-off) - 570.
По состоянию на 14 января 2014 года было обработано 81 776 обращений (из них: 34 581 – наркотики, 31 643 - детская порнография, 15 552 – суицид).
Подавляющее большинство опасной информации было удалено на стадии информирования владельцев сайтов.
В Реестре содержится 2 689 записей, из них ожидает блокировки или исключения 1 718 записей. Из действующих записей внесено в Реестр по IP в связи с неудалением запрещенной информации 971 (из них: 855 – наркотики, 103 - детская порнография, 13 – суицид). В рамках Реестра отлажен механизм взаимодействия как с российскими интернет ресурсами, так и с такими крупными зарубежными ресурсами, как Google, Youtube, Twitter и Livejournal.
Принят совместный приказ Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора, утверждающий критерии оценки материалов, необходимых для принятия решения о включении страниц сайтов в сети «Интернет» в реестр запрещенных сайтов.

Полный текст отчета


Поделиться:

Наверх
   
Яндекс цитирования
При любом использовании материалов сайта прямая ссылка на www.bizhit.ru обязательна. © 2010 - 2016 гг. Материал сайта, в том числе реклама, не является публичной офертой.
Обратная связь

Администрация сайта не гарантирует точности и полноты предоставленных материалов. До принятия каких-либо решений уточните информацию из официальных источников.
Сделать бесплатный сайт с uCoz